С 8 по 10 ноября в Москве прошли Всероссийские педагогические чтения, приуроченные к Году педагога и наставника в России.
Мероприятие стало последним этапом конкурса лучших педагогических практик Всероссийской педагогической экспедиции «От Учителя к Учёному. Дорогами гражданственности».
Педагогические чтения 2023 года стали знаковым событием для научного, педагогического сообщества России, так как объединили творческие силы ученых, педагогов-практиков, воспитателей, общественных деятелей нашей страны. На Всероссийские чтения было представлено свыше 20 000 проектов из 78 регионов России приглашены, более 200 авторов, представивших лучшие педагогические инновационные практики, были приглашены к очному участию. Среди приглашенных – преподаватель кафедры зооинженерии, специалист по международным отношениям Уральского государственного аграрного университета Наталья Шведова.
«Для меня победа в таком серьезном и очень важном конкурсе стала подтверждением того, что был выбран верный путь в жизни и работе. Как итог, проект получил высокую оценку как среди экспертов конкурса, так и среди коллег. Конечно, очень приятно, что проект вошел в число лучших. Благодарю организаторов конкурса, членов экспертной группы, всех тех, кто оценил проделанную работу коллектива по реализации экологического социально-просветительского проекта «Мусорная эволюция 2.0» и дал возможность представить педагогическую практику на всероссийском уровне», – отметила Наталья Шведова.
В течение трех дней педагогические чтения прошли на базе трёх площадок: Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии образования и Международной выставки-форума «Россия». Участники посетили круглые столы, дискуссии, мастер-классы от тематических партнеров конкурса и экспертов в области науки и образования, а также экскурсии по Москве.
«На базе Российской академии образования были представлены разнообразные практики педагогов разных ступеней образования со всей страны. Семь направлений, которые трансформировались в семь тематических секций. Я стала частью секции по направлению «Моя страна – моя природа». Авторы 22 самых разных работ раскрывали уникальность своих педагогических наработок, отвечали на возникающие вопросы экспертов и коллег, знакомились, обменивались контактами, тут же рождались идеи совместного сотрудничества и коллаборации договаривались о возможных коллаборациях. Каждая работа по-своему интересна и однозначно уникальна. Подобные встречи дают возможность посмотреть со стороны на свою работу, увидеть в ней недостатки и достоинства, определить новую ступень развития своего проекта», – поделилась впечатлениями Наталья Алексеевна.
В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации состоялась открытая встреча участников чтений с заместителем Министра науки и высшего образования России Ольгой Петровой, председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, председателем экспертного совета конкурса «Моя страна — моя Россия» Лилией Гумеровой, руководителем Роспатента Юрием Зубовым, заместителем начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александром Збарским, первым заместителем генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексеем Агафоновым, исполняющим обязанности вице-президента РАО Виктором Басюком, научным руководителем Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия, Президентом БФ «Система» Ларисой Пастуховой, ректором РГГУ Александром Безбородовым, заместителем генерального директора Российского общества «Знание», директором Центра знаний «Машук» Антоном Сериковым.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова подчеркнула, что педагоги — это люди, которые с душой и любовью передают свои знания в школах и вузах, а конкурс «Моя страна — моя Россия» — экосистема обмена лучшими практиками, в которой нельзя участвовать без понимания своей главной миссии — нести знания и добро.
«Минобрнауки России рассматривает конкурс как одно из ключевых событий. Очень знаково, что 20 лет ему исполняется в Год педагога и наставника. Важность диалога с педагогами и совместные инициативы помогают нам выстраивать бесшовную связь при переходе от одного уровня образования к другому, давая возможность преподавателям и учителям всей системы образования общаться, быть в единой рамке», — подчеркнула Ольга Петрова.
«Педагогические чтения для самих участников — возможность не просто поделиться своими идеями с коллегами, но и внести свои предложения на уровень дальнейшей проработки и внедрения этих инициатив в образовательные программы. Важно, чтобы учебные программы соответствовали новым вызовам, а возможно, чтобы были нацелены на определенную аудиторию, например на регион, который имеет свои особые традиции. И эта система становится подвижной благодаря людям, которые предлагают решения этим запросам. Совет Федерации со своей стороны окажет поддержку самым актуальным предложениям», — отметила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, председатель экспертного совета конкурса «Моя страна — моя Россия» Лилия Гумерова.
Символичным завершением педагогических чтений стало создание всероссийского Педагогического сада. Его вырастят из семян растений, которые привезли с собой участники из регионов в качестве символов зерен знаний. Свердловская делегация участников Всероссийских педагогических чтений подарила семена рябины обыкновенной – символа счастья и мира.
Каждая уникальная педагогическая практика, представленная на Всероссийских педагогических чтениях войдёт в «Живую педагогическую энциклопедию», которая будет издана в 2024 году по итогу всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности».
Текст — minobrnauki.gov.ru, Наталья Шведова
Фото — Наталья Шведова
17.11.2023