Перечень примерных вопросов для подготовки к государственному экзамену
1. Педагогика высшей школы в системе наук о человеке
2. Основные проблемы современной педагогики высшей школы
3.Методология и методы профессионально-педагогического исследования
4. Теоретические методы педагогических исследований
5. Эмпирические методы педагогических исследований
6. Методики статистической обработки экспериментальных данных
7. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в профессиональном обучении
8. Сущность и особенности профессиональных компетенций
9. Профессиональное самоопределение личности
10. Нормативная правовая база профессионального образования в Российской Федерации
11. Федеральный государственный образовательный стандарт
12. Сущность, типология и особенности развития современных педагогических систем
13. Целеполагание педагогической системы.
14. Принципы профессионального образования.
15. Содержание профессионального образования
16. Методы профессионального обучения
17. Формы организации профессионального обучения
18. Средства профессионального обучения
19. Проектирование профессионально-педагогических систем
20. Воспитание в целостном педагогическим процессе
21. Сущность, функции и методы управления профессиональными образовательными учреждениями
22. Развитие профессиональных образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях
23. Педагогический коллектив и методы его сплочения
24. Проблема повышения квалификации педагогических, научно- педагогических кадров в профессиональных образовательных учреждениях
25. Гуманизация профессионального образования
26. Демократизация профессионального образования
27. Идеи опережающего профессионального образования
28. Непрерывное профессиональное образование
29. Формы подготовки кадров высшей квалификации
30. Корпоративное обучение кадров
31. Развитие профессионального образования ведущих стран Запада, США и Канады
32. Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования
33. Проблемы развития профессионально-педагогического образования в России и пути их решения.
34. Понятийное обеспечение инновационных процессов в образовании
35.Этапы осуществления инновационной деятельности.
36.Проблемы развития инновационного профессионального образования.
37. Характеристика психоанализа как направление в психологии.
38. Характеристика бихевиоризма как направление в психологии.
39. Характеристика гуманистической психологии как направление в психологии.
40. Учет особенностей психических познавательных процессов в педагогической практике.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для экономических наук
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для экономических наук
(направление подготовки: 38.06.01 «Экономика»)
Общие вопросы:
1. Предмет, метод и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира.
2. Мышление и язык. Роль языка и общения в становлении мышления в научном познании.
3. Наука и миф. Возникновение науки.
4. Понятие стиля научного мышления. Принципы диалектического мышления, их роль в системе научной деятельности.
5. Роль античности в становлении научного знания. Первые научные программы.
6. Истоки и смысл классической научной рациональности. Особенности представления бытия и его законов в научно-рациональном мышлении.
7. Научная культура европейского Средневековья.
8. Рациональное и иррациональное в развитии научного знания. Версии и аргументы иррационализма.
9. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца XVI - начала XVII веков.
10. Кризис европейского идеала рациональности и его причины в свете глобальных проблем современного мира.
11. Классическое естествознание и его методология.
12. Нормы, идеалы, принципы научных исследований. Предметное, операциональное и ценностное знание в науке.
13. Характеристика неклассического этапа развития науки.
14. Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассическая концепции истины.
15. Общая характеристика современного этапа развития науки.
16. Понятие пространства и времени. Ньютоновское и эйнштейновское представление о пространственно-временном континууме.
17. Концептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре. Особенности методологии социально-гуманитарных наук.
18. Фундаментальные и прикладные науки. Их соотношение и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.
19. IIозитивизм как философия и методология науки. Критический анализ.
20. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.
21. Постпозитивистские модели развития науки и научного познания (К.IIоппер, Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд).
22. Зарождение и развитие синергетики. Возможность применения синергетики в естественных и гуманитарных науках.
23. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
24. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.
25. Философия русского космизма и учение о биосфере, ноосфере и техносфере.
26. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.
27. Основные тенденции и модели формирования науки будущего.
28. Наука как ответ на потребность общества.
29. Классики естествознания и их вклад в развитие философии науки.
30. Наука как особый социальный институт.
31. Основные концепции современной философии и социологии науки.
32. Взаимосвязь науки, образования и производства.
33. Философия как мировоззренческая и методологическая основа науки.
34. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества.
35. Структура философии науки как области философского знания.
36. Этнос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.
37. Наука как система знаний. Типология научного знания.
38. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.
39. Научное и вненаучное знание. Идеал научности. Наука и эзотеризм.
40. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».
41. Понятие научного закона, его основные типы и виды.
42. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
43. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.
44. Экспертная деятельность в науке и ее значение. Внутренняя и внешняя научная экспертиза.
45. Проблема новизны научного знания. Типология нового знания.
46. Информационная революция, ее влияние на развитие общества.
47. Понятие научного факта. Структура и типология научных фактов.
48. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
49. Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем.
50. Наука и искусство.
51. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.
52. Наука и политика.
53. Язык науки, его особенности и генезис. Проблема построения единого языка науки.
54. Социально-гуманитарные перспективы современной научно-технической революции.
55. Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки, их связь.
56. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
57. Методология научного познания и классификация методов науки.
58. Постмодернизм как состояние культуры и условия современного научного познания.
59. Приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.
60. Организационная структура современной науки.
61. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Моделирование в науке.
62. Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции.
63. Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ.
64. Иерархия научного знания: исторические варианты классификации наук.
65. Научное наблюдение и эксперимент, их виды и значение для научного познания.
66. Научная картина мира, ее структура и функции в научном исследовании.
67. Индукция и дедукция как методы научного познания.
68. Дифференциация и интеграция наук: естественные, гуманитарные и технические науки, их соотношение и специфика.
69. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Математизация и формализация в научном познании.
70. Предмет философии истории: исторический дискурс и его место в системе философского знания.
71. Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.
72. Философия экономики и национальные системы экономики.
73. Научное творчество, его сущность, механизм и основание.
74. Философия техники и основные концепции методологии научно-технического познания.
75. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
76. Социальные проблемы развития техники.
77. Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
78. Естественнонаучная и гуманитарная культура, их связь и взаимовлияние.
79. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.
80. Наука в зеркале социологии и экологии.
81. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.
82. Советская наука: достижения и кризис.
Вопросы по научной специфике:
1. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.
2. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.
3. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
4. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
5. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования.
6. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.
7. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология).
8. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни.
9. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций..
10. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений.
11. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
12. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии..
13. Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа.
14. Методы социальных и гуманитарных наук.
15. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.
16. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.
17. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания».
18. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.
19. Язык, «языковые игры», языковая картина мира.
20. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.
21. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе" (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер).
22. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания.
23. Экономическая мысль первоначального накопления капитала в Западной Европе. Меркантилизм – как учение торговой буржуазии.
24. Критика меркантилизма и зарождение классической политической экономии. Предмет и метод.
25. Формирование школы «экономистов» (физиократов). Проблемы «чистого продукта», производительного труда, роли промышленности и торговли, денег, классов, капитала и перераспределения валового национального продукта в сочинениях Ф. Кенэ.
26. Теория А. Смита как обобщение классической политической экономии XVII – XVIII вв.
27. Экономическая интерпретация «закона народонаселения» Т.Р. Мальтуса. Трактовка стоимости и доходов в теории Т.Р. Мальтуса.
28. Предмет и метод теории Д. Рикардо.
29. Утопический социализм в Западной Европе. Методология. Историческая концепция А. Сен-Симона.
30. П.-Ж. Прудон. Проблема собственности. Теория «конституированной» стоимости и «рабочих денег»
31. Концепция «русского социализма». «Политическая экономия трудящихся» Н. Чернышевского.
32. Предмет и метод в экономической теории К. Маркса. Роль экономики в его теории исторического материализма
33. Экономическая теория марксизма в трудах К. Каутского, Р. Гильфердинга, Э. Бернштейна и Р. Люксембург.
34. Новейшая историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф). Понятие «экономической системы» в теории В. Зомбарта.
35. Социально – экономические идеи народничества. Социальные концепции П. Лаврова и Н. Михайловского.
36. Теория империализма В. Ленина.
37. Предпосылки германского неолиберализма в трудах исторической школы. Использование учения М. Вебера об «идеальных типах.
38. Кейнсианство как теория государственного регулирования экономики.
39. Концепции семейно-трудового хозяйства и крестьянской кооперации А.В. Чаянова. Труды Н.Д. Кондратьева по экономической динамике и генетике.
40. Дж. К. Гэлбрейт как лидер современного институционализма.
41. Специфика теорий «постиндустриального общества» в работах Д. Белла, О. Тоффлера, З. Бжезинского, Р. Хейлброннера.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для ветеринарных и биологических наук
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для ветеринарных и биологических наук
(направления подготовки: 06.06.01 «Биологические науки», 36.06.01 «Ветеринария и зоотехния»)
Общие вопросы:
1. Предмет, метод и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира.
2. Мышление и язык. Роль языка и общения в становлении мышления в научном познании.
3. Наука и миф. Возникновение науки.
4. Понятие стиля научного мышления. Принципы диалектического мышления, их роль в системе научной деятельности.
5. Роль античности в становлении научного знания. Первые научные программы.
6. Истоки и смысл классической научной рациональности. Особенности представления бытия и его законов в научно-рациональном мышлении.
7. Научная культура европейского Средневековья.
8. Рациональное и иррациональное в развитии научного знания. Версии и аргументы иррационализма.
9. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца XVI - начала XVII веков.
10. Кризис европейского идеала рациональности и его причины в свете глобальных проблем современного мира.
11. Классическое естествознание и его методология.
12. Нормы, идеалы, принципы научных исследований. Предметное, операциональное и ценностное знание в науке.
13. Характеристика неклассического этапа развития науки.
14. Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассическая концепции истины.
15. Общая характеристика современного этапа развития науки.
16. Понятие пространства и времени. Ньютоновское и эйнштейновское представление о пространственно-временном континууме.
17. Концептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре. Особенности методологии социально-гуманитарных наук.
18. Фундаментальные и прикладные науки. Их соотношение и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.
19. IIозитивизм как философия и методология науки. Критический анализ.
20. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.
21. Постпозитивистские модели развития науки и научного познания (К.IIоппер, Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд).
22. Зарождение и развитие синергетики. Возможность применения синергетики в естественных и гуманитарных науках.
23. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
24. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.
25. Философия русского космизма и учение о биосфере, ноосфере и техносфере.
26. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.
27. Основные тенденции и модели формирования науки будущего.
28. Наука как ответ на потребность общества.
29. Классики естествознания и их вклад в развитие философии науки.
30. Наука как особый социальный институт.
31. Основные концепции современной философии и социологии науки.
32. Взаимосвязь науки, образования и производства.
33. Философия как мировоззренческая и методологическая основа науки.
34. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества.
35. Структура философии науки как области философского знания.
36. Этнос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.
37. Наука как система знаний. Типология научного знания.
38. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.
39. Научное и вненаучное знание. Идеал научности. Наука и эзотеризм.
40. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».
41. Понятие научного закона, его основные типы и виды.
42. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
43. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.
44. Экспертная деятельность в науке и ее значение. Внутренняя и внешняя научная экспертиза.
45. Проблема новизны научного знания. Типология нового знания.
46. Информационная революция, ее влияние на развитие общества.
47. Понятие научного факта. Структура и типология научных фактов.
48. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
49. Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем.
50. Наука и искусство.
51. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.
52. Наука и политика.
53. Язык науки, его особенности и генезис. Проблема построения единого языка науки.
54. Социально-гуманитарные перспективы современной научно-технической революции.
55. Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки, их связь.
56. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
57. Методология научного познания и классификация методов науки.
58. Постмодернизм как состояние культуры и условия современного научного познания.
59. Приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.
60. Организационная структура современной науки.
61. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Моделирование в науке.
62. Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции.
63. Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ.
64. Иерархия научного знания: исторические варианты классификации наук.
65. Научное наблюдение и эксперимент, их виды и значение для научного познания.
66. Научная картина мира, ее структура и функции в научном исследовании.
67. Индукция и дедукция как методы научного познания.
68. Дифференциация и интеграция наук: естественные, гуманитарные и технические науки, их соотношение и специфика.
69. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Математизация и формализация в научном познании.
70. Предмет философии истории: исторический дискурс и его место в системе философского знания.
71. Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.
72. Философия экономики и национальные системы экономики.
73. Научное творчество, его сущность, механизм и основание.
74. Философия техники и основные концепции методологии научно-технического познания.
75. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
76. Социальные проблемы развития техники.
77. Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
78. Естественнонаучная и гуманитарная культура, их связь и взаимовлияние.
79. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.
80. Наука в зеркале социологии и экологии.
81. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.
82. Советская наука: достижения и кризис.
Вопросы по научной специфике:
1. Протобиологическое знание древнейших цивилизаций Востока.
2. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции (конец XVIII — начало XIX в.).
3. Учение Ч. Дарвина и борьба за утверждение эволюционной идеи в биологии.
4. Переоткрытие законов Менделя и кризис селекционизма.
5. Формирование концепций экономии и политики природы в трудах К. Линнея и Ч. Лайеля.
6. Изучение филогении гоминид и ее движущих сил.
7. Демография как источник экологии.
8. Введение понятия экологии Э. Геккелем.
9. Экосистема как сверхорганизм.
10. Программа популяционной биологии растений В.Н. Сукачева.
11. Развитие концепции биологической ниши.
12. Естествознание и проблема белка.
13. Происхождение жизни на Земле.
14. Интеграционная роль физико-химической биологии в решении фундаментальных биологических проблем.
15. Мутационная теория и становление генетики.
16. Т.Х. Морган и хромосомная теория наследственности.
17. Структура и функция гена: молекулярная парадигма.
18. Эпигенетическая наследственность.
19. Эволюция взглядов на биологию бактерий.
20. Клеточная теория, ее формирование и развитие.
21. Изучение деления ядра клетки.
22. Основные направления изучения биологии клетки в XX в.
23. Возникновение и развитие экспериментальной эмбриологии.
24. Теория биологического поля.
25. Эмбриология и генетика.
26. Проблема целостности организма.
27. Учение о биосфере В.И. Вернадского.
28. Ноосфера П. Тейяра де Шардена.
29. Трофо-динамическая концепция экосистем.
30. Социокультурные проблемы развития биологии.
31. Изучение протоплазмы клетки и разработка новых методов цитоло¬гического исследования в XXв.
32. Мутационный процесс и стабильность генов.
33. Изучение онтогенеза растений.
34. Развитие молекулярных биотехнологий и проблемы биоэтики.
35. Мегатаксономия.
36. Эмбриональная индукция.
37. Прокариоты как объект микробиологии.
38. Математические и экспериментальные методы в экологии популяиий
39. Микроскопия и биологические открытия.
40. Создание современного эволюционного синтеза в биологии.
41. Недарвиновские концепции эволюции.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для технических наук
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для технических наук
(направления подготовки: 15.06.01 «Машиностроение», 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии», 35.06.04 «Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве»)
Общие вопросы:
1. Предмет, метод и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира.
2. Мышление и язык. Роль языка и общения в становлении мышления в научном познании.
3. Наука и миф. Возникновение науки.
4. Понятие стиля научного мышления. Принципы диалектического мышления, их роль в системе научной деятельности.
5. Роль античности в становлении научного знания. Первые научные программы.
6. Истоки и смысл классической научной рациональности. Особенности представления бытия и его законов в научно-рациональном мышлении.
7. Научная культура европейского Средневековья.
8. Рациональное и иррациональное в развитии научного знания. Версии и аргументы иррационализма.
9. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца XVI - начала XVII веков.
10. Кризис европейского идеала рациональности и его причины в свете глобальных проблем современного мира.
11. Классическое естествознание и его методология.
12. Нормы, идеалы, принципы научных исследований. Предметное, операциональное и ценностное знание в науке.
13. Характеристика неклассического этапа развития науки.
14. Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассическая концепции истины.
15. Общая характеристика современного этапа развития науки.
16. Понятие пространства и времени. Ньютоновское и эйнштейновское представление о пространственно-временном континууме.
17. Концептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре. Особенности методологии социально-гуманитарных наук.
18. Фундаментальные и прикладные науки. Их соотношение и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.
19. IIозитивизм как философия и методология науки. Критический анализ.
20. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.
21. Постпозитивистские модели развития науки и научного познания (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд).
22. Зарождение и развитие синергетики. Возможность применения синергетики в естественных и гуманитарных науках.
23. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
24. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.
25. Философия русского космизма и учение о биосфере, ноосфере и техносфере.
26. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.
27. Основные тенденции и модели формирования науки будущего.
28. Наука как ответ на потребность общества.
29. Классики естествознания и их вклад в развитие философии науки.
30. Наука как особый социальный институт.
31. Основные концепции современной философии и социологии науки.
32. Взаимосвязь науки, образования и производства.
33. Философия как мировоззренческая и методологическая основа науки.
34. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества.
35. Структура философии науки как области философского знания.
36. Этнос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.
37. Наука как система знаний. Типология научного знания.
38. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.
39. Научное и вненаучное знание. Идеал научности. Наука и эзотеризм.
40. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».
41. Понятие научного закона, его основные типы и виды.
42. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
43. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.
44. Экспертная деятельность в науке и ее значение. Внутренняя и внешняя научная экспертиза.
45. Проблема новизны научного знания. Типология нового знания.
46. Информационная революция, ее влияние на развитие общества.
47. Понятие научного факта. Структура и типология научных фактов.
48. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
49. Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем.
50. Наука и искусство.
51. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.
52. Наука и политика.
53. Язык науки, его особенности и генезис. Проблема построения единого языка науки.
54. Социально-гуманитарные перспективы современной научно-технической революции.
55. Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки, их связь.
56. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
57. Методология научного познания и классификация методов науки.
58. Постмодернизм как состояние культуры и условия современного научного познания.
59. Приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.
60. Организационная структура современной науки.
61. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Моделирование в науке.
62. Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции.
63. Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ.
64. Иерархия научного знания: исторические варианты классификации наук.
65. Научное наблюдение и эксперимент, их виды и значение для научного познания.
66. Научная картина мира, ее структура и функции в научном исследовании.
67. Индукция и дедукция как методы научного познания.
68. Дифференциация и интеграция наук: естественные, гуманитарные и технические науки, их соотношение и специфика.
69. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Математизация и формализация в научном познании.
70. Предмет философии истории: исторический дискурс и его место в системе философского знания.
71. Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.
72. Философия экономики и национальные системы экономики.
73. Научное творчество, его сущность, механизм и основание.
74. Философия техники и основные концепции методологии научно-технического познания.
75. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
76. Социальные проблемы развития техники.
77. Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
78. Естественнонаучная и гуманитарная культура, их связь и взаимовлияние.
79. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.
80. Наука в зеркале социологии и экологии.
81. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.
82. Советская наука: достижения и кризис.
Вопросы по научной специфике:
1. Различение тэхнэ и эпистеме в античности: техника без науки и наука без техники.
2. Христианское мировоззрение и особенности науки и техники в Средние века.
3. Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (ХV–ХVI вв.).
4. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время.
5. Промышленная революция конца ХVIII – середины ХIХ вв.
6. Создание научных основ теплотехники. Зарождение электротехники
7. Становление аналитических основ технических наук механического цикла.
8. Создание научных основ теплотехники. Развитие учения о теплоте в ХVШ в.
9. Формирование классических технических наук: технические науки механического цикла, система теплотехнических дисциплин, система электротехнических дисциплин.
10. Разработка научных основ космонавтики.
11. Завершение классической теории сопротивления материалов в начале ХХв.
12. Создание научных основ радиотехники. Возникновение радиоэлектроники.
13. Математизация технических наук. Формирование к середине ХХ в. фундаментальных разделов технических наук: теория цепей, теории двухполюсников и четырехполюсников, теория колебаний.
14. Масштабные научно-технические проекты (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники).
15. Развитие прикладной ядерной физики и реализация советского атомного проекта, становление атомной энергетики и атомной промышленности..
16. Создание искусственных материалов, становление теоретического и экспериментального материаловедения Появление новых технологий и технологических дисциплин.
17. Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации.
18. Зарождение квантовой электроники: принцип действия молекулярного генератора.
19. Научное обеспечение пилотируемых космических полетов (1960–1970 гг.)..
20. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике.
21. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках. Решение прикладных задач на ЭВМ.
22. Компьютеризация инженерной деятельности Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования.
23. Исследование и проектирование сложных “человеко-машинных” систем: системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн.
24. Становление технических наук электротехнического цикла. Открытия, эксперименты, исследования в физике.
25. Становление механики разрушения и развитие атомистических взглядов на прочность. Сетчатые гиперболоидные конструкции.
26. Отечественные школы самолетостроения. Развитие сверхзвуковой аэродинамики.
27. Изобретение радио и создание теоретических основ радиотехники.
28. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.).
29. Закон сохранения энергии (Гельмгольц, 1847).
30. Вклад российских ученых М. В. Ломоносова и Г. В. Рихмана. Универсальная паровая машина Дж.Уатта
31. Парижская политехническая школа и научные основы машиностроения.
32. Создание гидродинамики идеальной жидкости и изучение проблемы сопротивления трения в жидкости.
33. Возникновение в конце ХVIII в. технологии как дисциплины, систематизирующей знания о производственных процессах.
34. Экспериментальные исследования и разработка физико-математических основ механики жидкостей и газов.
35. Организационное оформление науки Нового времени. Университеты и академии как сообщества ученых-экспериментаторов.
36. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в ХVII в. Техника как объект исследования естествознания.
37. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона.Взгляд на природу как на сокровищницу, созданную для блага человеческого рода.
38. Ученые-экспериментаторы и изобретатели.
39. Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в области навигации и кораблестроения.
40. Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений.
41. Ремесленные знания и специфика их трансляции. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для сельскохозяйственных наук
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для сельскохозяйственных наук
(направления подготовки: 35.06.01 «Сельское хозяйство»)
Общие вопросы:
1. Предмет, метод и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира.
2. Мышление и язык. Роль языка и общения в становлении мышления в научном познании.
3. Наука и миф. Возникновение науки.
4. Понятие стиля научного мышления. Принципы диалектического мышления, их роль в системе научной деятельности.
5. Роль античности в становлении научного знания. Первые научные программы.
6. Истоки и смысл классической научной рациональности. Особенности представления бытия и его законов в научно-рациональном мышлении.
7. Научная культура европейского Средневековья.
8. Рациональное и иррациональное в развитии научного знания. Версии и аргументы иррационализма.
9. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца XVI - начала XVII веков.
10. Кризис европейского идеала рациональности и его причины в свете глобальных проблем современного мира.
11. Классическое естествознание и его методология.
12. Нормы, идеалы, принципы научных исследований. Предметное, операциональное и ценностное знание в науке.
13. Характеристика неклассического этапа развития науки.
14. Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассическая концепции истины.
15. Общая характеристика современного этапа развития науки.
16. Понятие пространства и времени. Ньютоновское и эйнштейновское представление о пространственно-временном континууме.
17. Концептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре. Особенности методологии социально-гуманитарных наук.
18. Фундаментальные и прикладные науки. Их соотношение и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.
19. Позитивизм как философия и методология науки. Критический анализ.
20. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.
21. Постпозитивистские модели развития науки и научного познания (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд).
22. Зарождение и развитие синергетики. Возможность применения синергетики в естественных и гуманитарных науках.
23. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
24. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.
25. Философия русского космизма и учение о биосфере, ноосфере и техносфере.
26. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.
27. Основные тенденции и модели формирования науки будущего.
28. Наука как ответ на потребность общества.
29. Классики естествознания и их вклад в развитие философии науки.
30. Наука как особый социальный институт.
31. Основные концепции современной философии и социологии науки.
32. Взаимосвязь науки, образования и производства.
33. Философия как мировоззренческая и методологическая основа науки.
34. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества.
35. Структура философии науки как области философского знания.
36. Этнос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.
37. Наука как система знаний. Типология научного знания.
38. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.
39. Научное и вненаучное знание. Идеал научности. Наука и эзотеризм.
40. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».
41. Понятие научного закона, его основные типы и виды.
42. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
43. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.
44. Экспертная деятельность в науке и ее значение. Внутренняя и внешняя научная экспертиза.
45. Проблема новизны научного знания. Типология нового знания.
46. Информационная революция, ее влияние на развитие общества.
47. Понятие научного факта. Структура и типология научных фактов.
48. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
49. Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем.
50. Наука и искусство.
51. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.
52. Наука и политика.
53. Язык науки, его особенности и генезис. Проблема построения единого языка науки.
54. Социально-гуманитарные перспективы современной научно-технической революции.
55. Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки, их связь.
56. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
57. Методология научного познания и классификация методов науки.
58. Постмодернизм как состояние культуры и условия современного научного познания.
59. Приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.
60. Организационная структура современной науки.
61. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Моделирование в науке.
62. Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции.
63. Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ.
64. Иерархия научного знания: исторические варианты классификации наук.
65. Научное наблюдение и эксперимент, их виды и значение для научного познания.
66. Научная картина мира, ее структура и функции в научном исследовании.
67. Индукция и дедукция как методы научного познания.
68. Дифференциация и интеграция наук: естественные, гуманитарные и технические науки, их соотношение и специфика.
69. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Математизация и формализация в научном познании.
70. Предмет философии истории: исторический дискурс и его место в системе философского знания.
71. Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.
72. Философия экономики и национальные системы экономики.
73. Научное творчество, его сущность, механизм и основание.
74. Философия техники и основные концепции методологии научно-технического познания.
75. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
76. Социальные проблемы развития техники.
77. Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
78. Естественнонаучная и гуманитарная культура, их связь и взаимовлияние.
79. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.
80. Наука в зеркале социологии и экологии.
81. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.
82. Советская наука: достижения и кризис.
Вопросы по научной специфике:
1. Зарождение животноводства в Древнем мире и народные способы лечения животных.
2. Зарождение земледелия и растениеводства в Древнем мире и народные средства защиты растений.
3. Труды древнегреческих авторов II—I вв. до н.э. по агрономии и мелиорации.
4. Зарождение ветеринарии в Древнем Египте, Месопотамии, Вавилоне и странах Древнего Востока.
5. Ветеринария Средневековья и эпохи Возрождения.
6. Аграрные труды Средневековья и эпохи Возрождения.
7. Зарождение научных основ земледелия в XVIII в.
8. Успехи животноводства и ветеринарии в XVIII в.
9. Формирование учения о почвах и повышении их плодородия в XIX— начале XXв.
10. Становление научных основ отечественной агрономии к началу ХХ в.
11. Труды основоположников отечественного почвоведения П.А. Костычева, В.В. Докучаева и Н.М. Сибирцева.
12. Зарождение лесоведения в трудах Н.С. Мордвинова, Г.Ф. Морозова и Г.Н. Высоцкого.
13. История борьбы с засухой путем орошения, степного лесоразведения и использования лесозащитных полос.
14. Становление зоотехнии как науки в трудах Н.П. Чирвинского, М.И. Придорогина и других животноводов конца XIX — начала XX в.
15. Зарождение и развитие агробактериологии.
16. Особенности развития отечественного садоводства. Труды И.В. Мичурина и их оценка в последующие годы.
17. История создания ВАСХНИЛ, ее основные направления деятельнос¬ти и наиболее известные академики до 1940-х гг.
18. Трагический этап истории агробиологии, связанный с деятельностью академика Т.Д. Лысенко в 1930— 1950-х гг., и выход из него.
19. Развитие селекции в отечественном растениеводстве.
20. История научных подходов к практике защиты растений
21. Становление и развитие отечественного лесоводства и агролесомели¬орации.
22. Развитие селекции в отечественном животноводстве.
23. Формирование и развитие основ отечественной зоотехнической науки.
24. История ветеринарии в XX в.
25. РАСХН — преемница ВАСХНИЛ в научных подходах к решению продовольственных, экологических и социально-экономических проблем.
26. Причины роста интенсификации сельского хозяйства и особенности его перехода на научную основу в разных странах..
27. Формирование учения о почвах и повышении их плодородия.
28. «Изменение домашних животных и культурных растений» Ч. Дарвина.
29. Формирование агробактериологии.
Создание предохранительных прививок сельскохозяйственным животным.
30. Экономическая, политическая и идеологическая разобщенность мирового агронаучного социума.
31. Формирование отечественной академической агронауки
32. Современный этап развития российской агронауки.
33. За¬дача современной агронауки при решении продовольственных, экологических и социально-экономических проблем человечества.
34. Формирование различных моделей сельскохозяйственного роста на базе развития науки XX в. в различных регионах Земли
35. Порочность администрирования в отечественной сельскохозяйственной науке до 1960-х гг.
36. Усиление дифференциации сельскохозяйственных наук до середины XX в. с последующей тенденцией к их интеграции.
37. Роль генетики и прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве.
38. Агронаука на службе повышения интенсификации различных областей сельского хозяйства.
39. Первые труды по агрохимии Г. Дэви (1813) и Ж.А. Шапталя (1823). Элементы агропочвоведения в трудах А. Тэера и его гумусовая теория (1830—1835).
40. Творцы агрохимии (Ж.Б. Буссенго, Д.Б. Лооз, Г. Гельригель, Ж.Г. Гильберт) о природе удобрений, круговороте веществ, обмене веществ у растений и животных.
41. Вклад в становление учения об удобрениях к началу XX в. (Д.И. Менделеев, А.Н. Энгельгардт, К.А. Тимирязев, П.А. Костычев, Д.Н. Прянишников).
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 03.02.08 "Экология"
1. Предмет, цели и задачи экологии.
2. История становления и развития экологии.
3. Вклад отечественного естествознания в экологию.
4. Особенности современного периода развития экологии. Место современной экологии в системе естественных и гуманитарных наук.
5. Методы научных исследований в фундаментальных и прикладных областях экологии.
6. Методы экологических исследований: полевые и лабораторные методы; методы количественного учета; мониторинг; моделирование и др.
7. Экология – теоретическая основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
8. Аутэкология.
9. Организм и среда. Разнообразие экологических факторов.
10. Законы и закономерности воздействия экологических факторов на организмы.
11. Приспособленность как результат действия экологических факторов на организмы.
12. Специфика действия экологических факторов в техноэкосистемах. Экологические группы организмов по отношению к действию различных факторов.
13. Методы факториальной экологии.
14. Показатели популяций: статические и динамические (эмерджентные). Территориальная иерархия популяций.
15. Структура популяции и ее виды.
16. Экспоненциальный и логистический типы роста популяций.
17. Потенциал роста популяций и емкость среды. Понятие о R- и К-отборах.
18. Гомеостаз популяций. Репродуктивные особенности популяций. Типы популяций.
19. Демографическая структура популяций. Представления о популяционном здоровье.
20. Регуляция численности природных популяций.
21. Типы популяционной динамики в связи с характером регуляции численности.
22. Методы количественного учета в популяциях, их специфика у растений и животных.
23. Понятие «экологическая система» и «биогеоценоз».
24. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Структура экосистемы, ее элементы.
25. Биоценозы (сообщества), их таксономический состав и функциональная структура.
26. Разнообразие, сложность и устойчивость сообщества.
27. Внутривидовые взаимодействия в биоценозе.
28. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.
29. Межвидовые взаимоотношения в биоценозе.
30. Устойчивость и развитие биоценозов.
31. Принципы функционирования экосистем.
32. Потоки энергии и круговорот вещества и информации в экосистеме.
33. Продуктивность экосистем.
34. Саморегуляция и устойчивость экосистем. Динамика экосистем.
35. Циклические и направленные изменения в экосистемах. Аллогенные и автогенные изменения.
36. Экологические сукцессии: их причины и механизмы. Первичные и вторичные сукцессии. Экзо – и эндогенетические сукцессии.
37. Экосистемы естественные и искусственные. Разнообразие и особенности искусственных экосистем.
38. Биосфера, ее состояние и тенденции развития.
39. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
40. Коэволюционный характер развития общества и природы на современном этапе развития биосферы.
41. Сотни гектаров сельскохозяйственных угодий имеют засоленные почвы (почвы с избытком солей). Соли придают почве щелочность. При высокой щелочности почвы растения плохо растут, резко снижается урожай. Выяснилось, что соли, содержащиеся в почве, можно нейтрализовать разными веществами, например: а) однопроцентным раствором уже использованной серной кислоты, которую обычно выливают на свалку, нанося природе вред; б) дефекатором, являющимся отходом в сахарном производстве; в) железным купоросом – побочным продуктом металлургических комбинатов. Какой принцип природы учитывается человеком при борьбе с засолением почв? Какое значение для природы имеет такой подход?
42. Командорские острова – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?
43. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?
44. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.
45. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 03.03.01 "Физиология"
1. Предмет, цели и задачи физиологии.
2. Основные этапы развития физиологии.
3. Особенности современного периода развития физиологии.
4. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение.
5. Современные представления о строении и функции мембран. Активный и пассивный транспорт через мембраны.
6. Электрические явления в возбудимых тканях. История их открытия.
7. Мембранный потенциал и его происхождение.
8. Потенциал действия и его фазы. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
9. Одиночные сокращения и его виды. Тетанус. Факторы, влияющие на его величину.
10. Оптимум и пессимум раздражения.
11. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.
12. Определение силы мышечного сокращения.
13. Распространение возбуждения по бeзмиелиновым и миелиновым волокнам.
14. Характеристика их возбудимости и лабильности.
15. Особенности строения и функционирования гладких мышц.
16. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах.
17. 1Особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.
18. Медиаторы, их синтез, секреция, взаимодействие с рецепторами.
19. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС, его физиологические свойства и взаимосвязь с глиальными клетками.
20. Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС. Возбуждающие синапсы и разнообразие медиаторов в ЦНС (ВПСП).
21. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.
22. Свойства нервных центров.
23. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы.
24. Торможение в ЦНС (И.М.Сeченов), его виды и роль. Современные представления о механизмах центрального торможения.
25. Основные принципы и особенности распространения возбуждения в ЦНС.
26. Конвергенция, дивергенция, одностороннее проведение.
27. Современные представления о функциональной организации мозга.
28. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Спинальные рефлексы.
29. Продолговатый мозг и мост, их участие в процессах саморeгуляции функций.
30. Центры продолговатого мозга.
31. Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность. Дeцеребрационная ригидность и механизм её возникновения. Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса.
32. Физиология мозжечка, его влияние на моторику и вегетативные функции организма.
Нарушение двигательной функции при поражении мозжечка.
33. Ретикулярная формация ствола мозга. Восходящие активирующие влияния на кору больших полушарий.
34. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Участие гипоталамуса в рeгуляции вегетативных функций и в формировании эмоций и мотиваций.
35. Таламус. Функциональная характеристика основных ядерных групп.
36. Лимбичeская система и ее участие в формировании целостных поведенческих реакций организма.
37. Особенности строения различных отделов коры больших полушарий головного мозга.
38. Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияния.
39. Роль ретикулярной формации, мозжечка и коры больших полушарий в регуляции деятельности вегетативной нервной системы.
40. Свойства вегетативных ганглиев.
41. Классификация рефлексов. Рефлекторный путь. Обратная aфферентация, её значение.
42. Физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональная основа. Развитие представлений И.П.Пaвлова о механизмах формирования временных связей.
43. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Классификация условных рефлексов.
44. Химическая классификация гормонов. Современные представления о механизмах взаимодействия гормонов с клетками-мишенями. Центральные и периферические механизмы регуляции функций желез внутренней секреции.
45. Гормоны гипофиза, его функциональные связи с гипоталамусом и участие в регуляции деятельности эндокринных органов.
46. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.
47. Физиология щитовидной и околощитовидной желёз. Роль передней доли гипофиза в регуляции функций щитовидной железы.
48. Поджелудочная железа и ее гормональная функция. Значение инсулина в углеводной обмене.
49. Половые гормоны.
50. Участие эндокринных желез в адаптации организма к нагрузкам, в том числе к экстремальным.
51. Понятие об обмене веществ в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
52. Теплопродукция. Обмен веществ как источник образования тепла. Роль отдельных органов в теплопродукции.
53. Принципы составления рационов.
54. Определение дыхательного коэффициента, его значение для расчёта расхода энергии.
55. Основной обмен и значение его определения для клиники.
56. Значение минеральных веществ, микроэлементов и витаминов в организме.
57. Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны.
58. Слюноотделение, его регуляция.
59. Методы исследования функций желудочно-кишечного тракта у животных и человека.
60. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока.
61. Желчеобразования и желчевыделения.
62. Пищеварение в 12-ти перстной кишке. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Регуляция и приспособительный характер панкреатической секреции к видам пищи и пищевым рационам.
63. Особенности пищеварения в толстой кишке.
64. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока.
65. Полостной и мембранный гидролиз пищевых веществ в различных отделах тонкой кишки.
66. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка, её регуляция.
67. Всасывание веществ в различных отделах ЖКТ. Виды и механизм всасывания веществ через биологические мембраны.
68. Состав крови. Основные физиологические константы крови и механизм их поддержания. Свойства и функции крови.
69. Электролитный состав плазмы крови. Осмотическое давление крови.
70. Функциональная система, обеспечивающая постоянство осмотического давления крови.
71. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение. Онкотичeское давление крови и его роль.
72. Функциональная система, поддерживающая постоянство кислотно-щелочного равновесия.
73. Гeмопоэз. Гуморальная регуляция эритро- и лeйкопоэза.
74. Понятие о гемостазе. Процесс свёртывания крови и его фазы. Факторы, ускоряющие и замедляющие свёртывание крови.
75. Характеристика и роль форменных элементов крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
76. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Кровезамещающие растворы.
77. Лейкоциты и их виды. Лейкоцитарная формула. Функции различных видов лейкоцитов.
78. Эритроциты, их функции. Виды гемоглобина, его соединения, их физиологическое значение.
79. Физиологические свойства и особенности миокарда. Автоматия сердца.
80. Сердце, значение его камер и клапанного аппарата, изменение давления и объёма крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объём крови.
81. Электрокардиография.
82. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости сердца в разные фазы сердечного цикла. Реакция сердечной мышцы на дополнительное раздражение.
83. Экстрасистолы.
84. Тоны сердца и их происхождение.
85. Регуляция сердечной деятельности (миогенная, гуморальная, нервная).
86. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
87. Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Характеристика влияний парасимпатических и симпатических нервных волокон на деятельность сердца.
88. Кровяное давление в различных отделах системы кровообращения. Факторы, определяющие его величину.
89. Рефлекторная регуляция системного артериального давления. Значение сосудистых рефлексогенных зон. Сосудодвигательный центр.
90. Основные законы гемодинамики. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам.
91. Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и её роль в механизме обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями.
92. Рефлекторная регуляция тонуса сосудов, сосудодвигательный центр.
93. Бескровный метод определения кровяного давления (С.Ривe-Роччи, И.С.Коротков).
94. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха.
95. Методы определения жизненной ёмкости лёгких. Спирометрия, спирография.
96. Давление в плевральной полости, его происхождение и значение в разные фазы дыхательного цикла. Механизм нарушения дыхания при пневмотораксе.
97. Газообмен в лёгких. Парциальное давление газов кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и напряжение газов в крови.
98. Определение минутной вентиляции лёгких в разных условиях.
99. Транспорт кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина, её характеристика.
100. Транспорт углекислого газа кровью. Значение карбоангидразы.
101. Дыхательный центр. Современные представления о его структуре и локализации. Автоматия дыхательного центра.
102. Рефлекторная саморeгуляция дыхания. Механизм смены дыхательных фаз.
103. Регуляторное влияние на дыхательный центр со стороны высших отделов головного мозга (гипоталамуса коры больших полушарий).
104. Роль гуморальных факторов в регуляции дыхания. Роль углекислого газа.
105. Нефрон, строение, кровоснабжение. Механизм образования первичной мочи, её состав.
106. Образование конечной мочи, её состав и свойства. Рeабсорбция в канальцах, механизм её регуляции. Процессы секреции и экскреции в почечных канальцах.
107. Процесс мочеиспускания, его регуляция.
108. Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.
109. Реобаза размыкательного удара 3 в. Нерв раздражается током в 10 в. Направление тока нисходящее. Что произойдет с мышцей при размыкании цепи раздражающего тока?
110. Нерв между раздражающими электродами перевязан. При действии тока мышца данного нервно-мышечного препарата сокращалась только в момент замыкания. Какой электрод находится ближе к мышце?
111. Какой электрод находится ближе к мышце, если при действии сильного тока сокращение возникает только при замыкании?
112. Мембранный потенциал нервного волокна равен 100 мв. Критический уровень деполяризации отличается от мембранного потенциала на 30%. Какова реобаза нерва, если 1 в. раздражающего тока сдвигает Ео на 5 мв.?
113. Параметры возбудимости ткани: реобаза, хронаксия, лабильность. Все ли параметры перечислены?
114. Что покажет гальванометр, если: а) микроэлектрод проколол мембрану; б) введен глубоко вглубь клетки?
115. Если бы клеточная мембрана была абсолютно непроницаема для ионов, как бы изменилась величина потенциала покоя?
116. Яд тетродотоксин блокирует электроуправляемые ионоселективные натриевые каналы мембраны возбудимой клетки. Как изменится мембранный потенциал (МП) нервного волокна, если подействовать на него тетродотоксином? Повлияет ли тетродотоксин на проведение возбуждения по данному волокну?
117. При нанесении алкалоида батрахотоксина на нервную клетку в эксперименте существенно увеличивается проницаемость плазматической мембраны для натрия. Как изменяется величина мембранного потенциала покоя (МП) нервной клетки при действии батрахотоксина?
118. Гигантский __________аксон кальмара поместили в среду, которая по своему составу соответствовала межклеточной жидкости. При раздражении в аксоне возник ПД. Затем концентрацию ионов натрия в среде уравняли с их концентрацией в аксоне и повторили раздражение. Что обнаружили?
119. Что произойдет с нервной клеткой, если ее обработать цианидами?
120. Животному введена большая доза аминазина, который блокирует восходящую активирующую систему ретикулярной формации мозгового ствола. Как при этом меняется поведение животного и почему?
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 05.20.01 "Технологии и средства механизации сельского хозяйства"
- Пути повышения эффективности механизированного производства продуктов в растениеводстве. Интенсивные технологии.
- Классификация энергетических средств по назначению, энергетическим и силовым параметрам, по типу движителей. Энергонасыщенность МТА.
- Технологические свойства клубней картофеля и корнеплодов овощных культур, ботвы и почвенных комков.
- Комплекс машин для уборки корнеклубнеплодов.
- Совокупные затраты энергии на обработку почвы.
- Проектирование комплекта машин, планирование и организация работ машинной уборки клубнеплодов
- Условия работы с.-х агрегатов. Агроклиматические факторы производства с.-х продукции.
- Качественные показатели обработки почвы.
- Методы теоретических и экспериментальных исследований, их цели и задачи.
- Тяговые характеристики тракторов, их построение, использование. Особенности тягово-динамических характеристик колесных и гусеничных тракторов.
- Снижение уплотнения почвы ходовыми системами тракторов и СХМ.
- Рабочие процессы клубнеуборочных машин. Режимы выкапывания клубней, сепарации почвы, отделения ботвы и комков, разделения по размерам и форме.
- Проходимость машин. Влияние конструктивных параметров машин и эксплуатационных факторов на показатели проходимости.
- Совмещение рабочих процессов при посеве с внесением удобрений. Относительное расположение семян, удобрений, гербицидов.
- Планирование и методика экспериментальных исследований. Математический метод планирования экспериментов.
- Гидронавесные системы, основные их схемы, кинематическое исследование и силовой расчет.
- Значение совмещения рабочих процессов. Агротехнические требования.
- Приборы, применяемые при исследовании. Выбор их чувствительности и рабочей частоты.
- Операционные технологии машинной обработки почвы.
- Маневренность сельскохозяйственных агрегатов. Технологические свойства мобильных энергетических средств.
- Агротехнические требования к уборке корнеклубнеплодов. Применяемые рабочие органы для уборки ботвы и клубней. Технологические схемы машин.
- Минимальная, почвозащитная и энергосберегающие обработки почвы.
- Технологии и процессы обработки почвы для возделывания сельскохозяйственных культур в различных зонах страны.
- Обработка экспериментальных материалов и их анализ.
- Комплексы машин и агрегаты для посева и посадки сельскохозяйственных культур на примере посадки картофеля.
- Совмещение операций при проведении культивации пропашных культур: рыхление почвы, подрезание сорняков, внесение удобрений, внесение гербицидов, окучивание растений, уплотнение почвы.
- Этапы научных исследований. Рабочие гипотезы, программы и методика теоретических исследований.
- Агротехнические требования к выполнению технологических процессов.
- Тяговый баланс трактора. Внешние силы, действующие на трактор.
- Испытание сельскохозяйственных машин. Виды испытаний.
- Активные рабочие органы. Совмещение операций обработки почвы
- Классификация почвообрабатывающих машин и орудий.
- Общая методика испытаний. Методы оценки качества работы и надежности машин, технического уровня и соответствия требованиям стандартов.
- Технологические процессы, как часть производственных процессов.
- Комбинированные агрегаты для выполнения совмещенных процессов обработки почвы, внесения удобрений и посева сельскохозяйственных культур.
- Пути снижения затрат труда и энергии при обработке почвы.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 05.20.03 "Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве"
- Методы технического обслуживания машин (по географическому положению, специализации, уровню проведения ТО, организации проведения).
- Классификация энергетических средств по назначению, энергетическим и силовым параметрам, по типу движителей. Энергонасыщенность МТА.
- Проверка состояния распределителя навесной гидросистемы трактора.
- Методы технического обслуживания машин (по географическому положению, специализации, уровню проведения ТО, организации проведения).
- Виды диагностирования тракторного парка.
- Пути обеспечения работоспособности машин: конструктивные, технологические, эксплуатационные.
- Эксплуатационные мероприятия обеспечения работоспособности.
- Проверка состояния гидросистемы усилителя рулевого управления колесного трактора.
- Методы теоретических и экспериментальных исследований, их цели и задачи.
- Тяговые характеристики тракторов. Особенности тягово-динамических характеристик колесных и гусеничных тракторов.
- Техническая диагностика. Задачи диагностики.
- Эксплуатационная технологичность машин (взаимозаменяемость, унификация, контролепригодность, доступность, стабильность).
- Характеристики диагностических параметров /чувствительность, однозначность/.
- Проверка эффективности тормозов автомобилей и колесных тракторов.
- Планирование и методика экспериментальных исследований. Математический метод планирования экспериментов.
- Гидронавесные системы, основные их схемы, кинематическое исследование и силовой расчет.
- ТО тракторов при сезонном обслуживании и низких температурах..
- Приборы, применяемые при исследовании. Выбор их чувствительности и рабочей частоты.
- Диагностические параметры и нормативы (рабочих процессов, сопутствующих процессов, геометрические величины).
- Планово-предупредительная система ТО и ремонта машин (по потребности, регламентное, по техническому состоянию).
- Диагностирование, как процесс для поддержания машин в работоспособном /исправном/ состоянии.
- ТО тракторов при использовании по назначению.
- Характеристики значений диагностических нормативов /начальное, допустимое предельное/.
- Обработка экспериментальных материалов и их анализ.
- Методы диагностирования: функциональные и ресурсные, прямые и косвенные.
- ТО тракторов при эксплуатационной обкатке после ремонта.
- Этапы научных исследований. Рабочие гипотезы, программы и методика теоретических исследований.
- Виды технического обслуживания машин (по этапу эксплуатации, периодичности, регламентации).
- Закономерности изменения технического состояния машин.
- Испытание сельскохозяйственных машин. Виды испытаний.
- Содержание диагностирования при ТО и ремонте машин.
- Причины, влияющие на техническое состояние машин.
- Общая методика испытаний. Методы оценки качества работы и надежности машин, технического уровня и соответствия требованиям стандартов.
- Требования, определяющие состояние машин.
- Методы диагностирования: органолептические (субъективные) и инструментальные (объективные).
- Планово-предупредительная система ТО и ремонта машин по техническому состоянию. Назначение, содержание, значение.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 06.02.01 "Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология"
- Костная система животных, ее функция, виды костей
- Лимфатический узел, строение, значение их для организма
- Кожа, ее строение и функция
- Трубчатые кости, их назначение и строение
- Селезенка, строение, функциональное назначение
- Сухожилия и связочный аппарат животных
- Пластинчатые кости организма, их место положения
- Тимус животных, строение, функция
- Суставной аппарат, виды суставов, их назначение
- Мышцы туловища их назначение и виды деятельности
- Печень, строение, функция
- Соединительная ткань, строение и назначение
- Сердечная и гладкая мускулатура, строение и назначение
- Почки разных видов животных, строение и функция
- Кровь строение крови и назначение
- Сосудистая система, строение и назначение
- Легкие, строение и назначение
- Лимфатическая система животных, ее функция
- Пищеварительная система жвачных, строение, функция
- Матка, виды матки у разных животных, ее строение.
- Мозг, его анатомическое строение и функция
- Пищеварительная система моногастричных животных
- Строение сердца разных видов животных и птиц
- Яичник, строение анатомическое и гистологическое
- Летательный аппарат птицы
- Щитовидная железа, строение и функциональное назначение
- Семенник и придаток семенника, строение и функция
- Пищеварительная система птицы
- Поджелудочная железа, ее строение и функция
- Плацента, виды плаценты ее функция
- Понятие патогенеза, Механизм развития болезни
- Морфогенез инфекционного процесса при вирусных болезнях
- Диагностика и терапия бронхопневмонии телят
- Понятие иммунологической толерантности и реактивности
- Аллергические болезни (атопический дерматит), пищевая аллергия
- Гипо- и авитаминозы группы В.
- Регенерация. Способность к регенерации различных тканей
- Нарушение минерального обмена (кальций, фосфор)
- Гипо- и авитаминозы жирорастворимых витаминов.
- Этиология и патогенез опухолей, их классификация
- Микроскопическая характеристика тимуса и фабрициевой бурсы
- Пневмонии, их классификация , диагностика и лечение
- Периферические органы иммунной системы их строение и функция
- Понятие об иммунодефицитах и их виды
- Современное представление о медиаторах воспаления
- Атеросклероз, этиология, патогенез и морфологическое проявление
- Понятие иммунных комплексов и их роль в развитии патологии
- Дистрофии внутриклеточные и межклеточные
- Анатомические особенности организма птицы
- Нарушение барьерной и антитоксической функции печени
- Инфекционные аллергии ГЧЗТ и ГЧНТ
- Этиология и патогенез лейкозов
- Понятие болезни, критерий отличия болезни и здоровья
- Фибринозное воспаление, его виды, диагностика и лечение
- Микотические заболевания, их характеристика и диагностика
- Специфические признаки при инфекционных заболеваниях
- Нарушение обмена жира в организме, его проявление
- Особенности течения и морфологического проявления вирусных болезней
- Опухоли из соединительной ткани, их морфологическая характеристика
- Диагностика и терапия болезней пищеварительной системы
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 06.02.02 "Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология"
1. Бешенство сельскохозяйственных животных. Методы диагностики, профилактики и борьбы.
2. Биопрепараты в ветеринарии, их классификация
3. Дезинфекция животноводческих помещений. Виды дезинфекции.
4. Диагностика хронических инфекций (туберкулез, бруцеллез, лейкоз)
5. Иммунитет против вирусных и бактериальных болезней.
6. Иммунологическая реактивность и толерантность.
7. Инфекционные болезни крупного рогатого скота и борьба с ними.
8. Инфекционные болезни молодняка.
9. Инфекционные болезни свиней.
10. Инфекционный процесс и инфекционная болезнь.
11. Лейкозы животных. Принципы организации противолейкозных мероприятий.
12. Лептоспироз животных.
13. «Медленные» инфекции.
14. Методы оздоровления хозяйств от туберкулеза.
15. Методы определения иммунного статуса.
16. Методы повышения устойчивости животных к возбудителям инфекционных, болезней.
17. Микотоксикозы сельскохозяйственных животных.
18. Общие меры профилактики инфекционных болезней.
19. Организация противоэпизоотических мероприятий и ликвидация сибирской язвы.
20. Пастереллез.
21. Принципы коррекции иммунного статуса.
22. Принципы лечения инфекционных болезней животных.
23. Проведение и планирование противоэпизоотических мероприятий при ящуре.
24. Профилактика микотоксикозов сельскохозяйственных животных и птиц.
25. Серологические реакции в диагностике инфекционных болезней.
26. Современное представление об иммунитете. Виды иммунитета.
27. Современные методы диагностики инфекционных болезней.
28. Специфическая профилактика инфекционных болезней.
29. Способы повышения иммунологической реактивности.
30. Факторы, влияющие на иммунный статус животных.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 06.02.06 "Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных"
- Организация и способы искусственного осеменения свиней.
- Стадии полового цикла. Ритм половых циклов. Полноценные и неполноценные половые циклы.
- Причины и исходы абортов. Общие мероприятия при абортах.
- Учение о половом цикле (Стадии, нейрогуморальная регуляция, ритм).
- Выворот и выпадение матки.
- Криоконсервация спермы быков.
- Строение и функция плаценты. Типы плаценты.
- Синдром метрит-мастит-агалактия (ММА) у свиноматок.
- Идиопатические незаразные аборты.
- Симптоматические незаразные аборты.
- Послеродовые эндометриты у коров.
- Современная технология получения и разбавления спермы быков.
- Функциональная характеристика молочной железы.
- Гипофункция яичников у коров.
- Этиология, патогенез, классификация маститов у коров.
- Сальпингиты.
- Показатели для анализа воспроизводства стада в молочном скотоводстве.
- Субинволюция матки.
- Катаральный мастит у коров.
- Организация и способы искусственного осеменения коров.
- Лечение маститов у коров.
- Профилактика бесплодия с.-х. животных.
- Болезни сосков вымени у коров.
- Профилактика заболеваний молочной железы у коров.
- Фибринозный маститов у коров.
- Функция яичников (Овогенез, развитие фолликулов, желтых тел, стероидогенез).
- Диагностика маститов у коров.
- Послеродовой парез.
- Симптоматическое бесплодие у самок.
- Нейрогуморальная регуляция полового цикла.
- Организация и способы искусственного осеменения свиней.
- Роды (регуляция, основные родовые силы, стадии).
- Основы фармакотерапии при беременности.
- Хронические эндометриты.
- Роды и послеродовой период у коров.
- Роды и послеродовой период у кобыл.
- Геморрагический мастит у коров.
- Плацентарный барьер
- Выворот и выпадение матки
- Причины и профилактика бесплодия сельскохозяйственных животных.
- Кисты яичников.
- Серозный мастит у коров.
- Персистентное желтое тело
- Катаральный мастит у коров.
- Заболевания яичников с нарушением овуляции.
- Современные программы по борьбе с маститами у коров.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 06.02.10 "Частная зоотехния, технология производства продукции животноводства"
- Хозяйственно-биологические особенности свиней.
- Технология производства говядины в зоне разведения молочного скота.
- Характеристика голштинской породы скота.
- Предупреждение стрессовых явлений в животноводстве.
- Технология производства молока при поточно-цеховой системе.
- Виды и породы сельскохозяйственной птицы. Эволюция и специализация пород.
- Жирномолочность коров и пути ее повышения.
- Технология выращивания молодняка крупного рогатого скота в хозяйствах промышленного типа.
- Классификация пород овец по зоологическим признакам. Производственно-хозяйственная классификация пород овец.
- Отбор и оценка коров по технологическим признакам.
- Организация и технология воспроизводства свиней.
- Состав пчелиной семьи и ее особенности как целостной биологической и хозяйственной единицы.
- Резервы повышения производства говядины.
- Бройлерное производство мяса птицы на промышленной основе.
- Племенная работа в прудовом рыбоводстве. Породы и породные группы рыб.
- Значение искусственной инкубации яиц в развитии и интенсификации птицеводства.
- Технология производства говядины в мясном скотоводстве.
- Характеристика черно-пестрой породы скота.
- Технология откорма свиней, виды откорма, влияние различных кормов на качество мяса и сала.
- Бонитировка крупного рогатого скота молочного и комбинированного направления продуктивности.
- Условия, обеспечивающие благоприятную зимовку пчелиных семей (на воле и в зимовнике).
- Системы и способы содержания крупного рогатого скота.
- Проблемы современного овцеводства и пути интенсификации отрасли.
- Биологические особенности выращивания товарной рыбы, методы контроля роста и развития
- Виды откорма. Технология откорма крупного рогатого скота на откормочных площадках.
- Конный спорт. Классические виды конного спорта, национальные игры, конный туризм.
- Технология яичного промышленного производства.
- Молочная продуктивность лошади. Молочное коневодство и кумысоделие.
- Процесс образования и выведения молока.
- Производство яиц на промышленной основе.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине 08.00.05
- Возможности государственного регулирования АПК в современных условиях.
- Принципы реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
- Земельные ресурсы и земельные отношения в условиях действия современной законодательной базы.
- Размещение и специализация производства. Принципы и условия рационального сочетания отраслей. Возможность их реализации в условиях рынка.
- Рынок: понятие и функции. Система рынков.
- Организация маркетинга на предприятиях АПК.
- Капиталовложения и инвестиции, их роль в повышении эффективности сельскохозяйственного производства. Реальность инвестиционной привлекательности сельских территорий в современных условиях.
- План маркетинга как составная часть бизнес-плана.
- Показатели экономической эффективности животноводства и зооветеринарных мероприятий.
- Современные формы хозяйствования в АПК: их особенности и отличительные черты. Состояние рынка земельных долей.
- Бизнес-план: его виды, основная структура.
- Контроль качества производимого продукта как одна из функций управления субъектом АПК.
- Меры государственного регулирования аграрного сектора в условиях ВТО.
- Результаты финансовой деятельности предприятия АПК.
- Составление производственного плана при бизнес-планировании.
- Крестьянское (фермерское) хозяйство, ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств: определение, особенности организации, права и обязанности членов.
- Ресурсный потенциал сельского хозяйства: виды ресурсов, показатели и факторы эффективности их использования.
- Социально-экономические основы рационального использования земельных ресурсов.
- Современные тенденции в развитии сельскохозяйственной науки и их экономическая эффективность.
- Рынок труда и безработица в АПК. Виды безработицы.
- Агролизинг и его особенности (с выкладками и формулами).
- Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночной экономики.
- Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: достоинства и упущения.
- Основные функции управления и возможности их применения в современном агропроизводстве.
- Особенности маркетинговых исследований на рынке сельскохозяйственной продукции (зерно, овощи, картофель, молоко – по выбору экзаменуемого).
- Дифференциальная рента: экономическое содержание, формы и распределение. Абсолютная рента.
- Сельскохозяйственные оптовые продовольственные рынки: зарубежный опыт.
- Товарно-денежные отношения, закон стоимости и их проявление в сельском хозяйстве.
- Возможности осуществления инновационных преобразований в аграрном секторе экономики.
- Условия ВТО для сельского хозяйства России.
- Сущность организационно-экономических механизмов в АПК.
- Бизнес-планирование в сельскохозяйственном производстве.
- Проблемы обеспеченности кадрами предприятий АПК.
- Отличительные особенности развития сельскохозяйственного производства от других отраслей народного хозяйства.
- Рынок сельхозземель: сущность и механизм развития.
- Агромаркетинг и его особенности в АПК.
- Сферы агропромышленного комплекса: их взаимосвязь и взаимозависимость. Механизм преодоления ценовой неэквивалентности.
- Агромаркетинг: экономическая сущность, основные функции.
- Социально-экономическая сущность мотивации труда и механизмов ее реализации.
- Экономика растениеводства: проблемы развития.
- Индикативное планирование в сельскохозяйственном производстве.
- Формы хозяйствования и формы собственности в АПК.
- Конкуренция и проблемы максимизации прибыли в сельском хозяйстве. Возможности конкурентной борьбы в условиях ВТО.
- Продовольственная безопасность: сущность и механизм развития.
- Экономическая эффективность внедрения прогрессивных технологий и способы ее определения (на конкретном примере).
- Особенности организации оплаты труда в сельском хозяйстве (на примере растениеводства или животноводства).
- Спрос и предложение: понятие и функции. Условия равновесия спроса и предложения. Равновесная цена.
- Анализ функционирования предприятий различных форм собственности и их влияние на социально-экономическое развитие территории.
- Хозяйственный расчет и особенности его применения в рыночных условиях хозяйствования.
- Рыночная конкуренция: понятие, роль, формы. Количественная оценка уровня монополизации.
- Производительность труда в сельском хозяйстве. Проблемы и пути решения в современных условиях.
- Размещение и специализация производства. Принципы и условия рационального сочетания отраслей.
- Рынок: понятие и функции. Система рынков. Аграрный рынок.
- Организация службы маркетинга на предприятиях АПК.
- Капиталовложения и инвестиции, их роль в повышении эффективности сельскохозяйственного производства.
- План маркетинга как составная часть бизнес-плана.
- Возможности рационального сочетания развития основных отраслей в сельском хозяйстве.
- Современное состояние оборота земельных долей на рынке земли в России.
- Бизнес-план: его виды, основная структура.
- Контроль качества производимого продукта как одна из функций управления объектом АПК.
- Экономический механизм государственного регулирования аграрного сектора.
- Результаты финансовой деятельности предприятия АПК. Коэффициенты.
- Эволюция форм хозяйствования.
- Неустойчивость и риск в аграрном производстве. Виды рисков. Особенности проявления экономических рисков.
- Финансовый план как основа бизнес-плана.
- Особенности кадрового менеджмента в сельском хозяйстве.
- Ресурсный потенциал сельского хозяйства: экономическая сущность и эффективность использования.
- Возможности развития АПК в условиях ВТО: выбор «корзины».
- Экономические основы рационального использования природных ресурсов.
- Агрокооперация: сущность, преимущества и недостатки ее российской модели.
- Финансовый план как основа бизнес-плана.
- Особенности кадрового менеджмента в сельском хозяйстве.